Очень часто педагоги рекомендуют родителям производить над ребенком ежедневный контроль. Многие родители следуют совету, но внутренне с ним смириться не могут. Родительского контроля требует не единственная в мире школа и не единственный педагог. Школу и педагогов можно сменить, а требование проверки и наблюдения останется. Чаще всего об этом говорят школьные психологи. Эти фразы всегда одинаковы – они твердят о том, что родители обязаны помогать, что нельзя упустить время и т.д. Конечно, эти слова отчасти верны, и в них есть нечто такое, что заставляет задуматься о своем родительском долге.
Родители с повышенным чувством ответственности полностью солидарны с этой позицией. Мы часто слышим, как знакомые говорят, что учат с детьми уроки до полуночи, потому что сейчас очень сложная программа, или восхищаются тем, что у вас, например, девочка усидчивая и старательная, а им не повезло: у них вон какой разгильдяй – сам не сделает ничего! И эти родители на протяжении всего школьного обучения стоят за спиной у своих детей, ежедневно проверяя дневник, тетради, оценки, домашнюю работу, праведно гневаясь на систему образования, если ребенок говорит, что им ничего не задали. Мамы и папы свято уверены в том, что без этого контроля ребенок не сможет добиться в учебе маломальских успехов. Самое страшное состоит в том, что так оно и есть: как только дело пускается на самотек – сразу «2».
Другая сторона медали
Опросите своих знакомых, вспомните свой школьный опыт. Такого, чтобы родители созванивались и уточняли, что же задано детям, никогда не было – и не потому, что мобильных телефонов не существовало! Большинство социально и профессионально успешных людей делали домашнюю работу самостоятельно, максимум – демонстрировали выполненное задание только в начальной школе. У многих родители брали дневник и расписывались в нем на недели вперед или предлагали сделать это за них. Было полное доверие между родителями и детьми.
Корень практически всех проблем, не только связанных с учебой, кроется в доверии. Ответьте себе на вопрос: верите ли вы в то, что ребенок может организовать свой учебный процесс без вас? Самооценка любого человека базируется на мнении старших – в основном родителей. Если они убеждены, что без их помощи ребенок не сможет учиться, то в это начинает верить и он сам. Если человек не уверен в своих силах и способностях, вряд ли он станет что-то делать. Зачем вашему чаду планировать свое время, самостоятельно выполнять домашнее задание, ставить цели и добиваться их, если вы сделаете это за него, и он верит, что лучше него? Сколько лет будет вашему сыну или дочке, когда он/она подойдет к вам и заявит, что нужно учиться самостоятельно? Больше похоже на фантастическую инсценировку!
Здесь увеличивает шансы другая вероятность – чем старше будет становиться ребенок, тем больше будет заметна его несамостоятельность, тем чаще будут возникать новые проблемы, гораздо серьезнее учебы. Нередко происходит такое, что студент появляется к концу занятий и на вопрос, почему он опоздал, отвечает, что его не разбудила мама. Мама, как в первом классе – главное ответственное лицо за образование своего отпрыска. Когда такие студенты уезжают учиться в другие города, то редко доучиваются даже до первой сессии.
Передаем права
Многим людям очень нравится взваливать на себя множество обязанностей, и, когда подходит такой момент, что их уже море, и не знаешь, за что схватиться, а благодарности от окружающих никакой, невольно назревает вопрос – мне одному это надо? К сожалению, да! Воспитанный ребенок, который по вашей воле корпит над уроками, в глаза этого не скажет. Контрольную работу завтра писать ему, но оценка-то нужна вам! Ну, еще и учителям. Ребенку же нужно, чтобы его оставили в покое и дали заняться любимым делом!
Когда вы хотите взять на себя всю ответственность, рассчитывайте, что ее не захотят разделять с вами. Вот простой пример: кто-то из ваших домашних взял на себя обязанность готовить ужин, и, когда вы хотите поучаствовать, то натыкаетесь на косые взгляды, контролирование каждого шага и критику. Это занятие уже не покажется вам таким приятным!
Что с этим делать?
Не следует пускать все на самотек. Вспомните мальчишку из соседнего дома или подъезда, которого совсем не контролировали родители алкоголики – он обрел самостоятельность и ответственность? Хорошо, если да, но таких случаев один на миллион. Существует несколько подходов, которые могут сработать.
1. Необходимо интересоваться тем, что происходит в школе, и не контролировать ход вещей, а просто разговаривать – как с другом о работе. Не углубляясь в проблемы, расскажите, как прошел день у вас. Создайте некую форму полноценного обмена информацией и ни в коем случае не отмахивайтесь, когда ребенок хочет чем-то с вами поделиться.
2. Ребенка нужно не дрессировать, а развивать. Не важно, выучил ли он/она конкретный параграф из учебника – самое главное, что он умеет думать и делать выводы. Необходима помощь в формировании учебных навыков, которые помогут и в будущем. Разъясняйте все, что непонятно, научите его рассуждать, проводить сравнительный анализ. Очень важно построить самый простой и доступный алгоритм из этих мыслеформ, чтобы ребенок мог легко применять его на деле.
3. Никогда не отказывайте, если к вам пришли за помощью в выполнении домашней работы. Только не решайте задачу за него, а покажите, как решить. Чаще говорите, что если что-нибудь будет не ясно, то к вам можно обратиться в любое время.
4. Научите ребенка пользоваться знаниями предыдущих поколений – то есть применять для поиска информации словари, энциклопедии, Интернет, в конце концов. Не стоит стесняться того, что вы тоже не знаете все на свете, но незнание должно служить не поводом оставлять задание неоконченным, а толчком для поиска ответа.
5. Научите его, как эффективнее всего планировать время. Старайтесь не указывать, а советовать.
6. Просите ребенка рассказывать вам что-нибудь из учебных предметов, ссылаясь на то, что в школе учились давно и уже подзабыли.
7. Дайте ребенку столкнуться с неприятностями, которые последовали за его безответственностью. Например, поленился сделать домашнюю работу или не рассчитал время – получил соответствующую оценку, исправлять которую придется самостоятельно. Получил задание на прошлой неделе, а вспомнил про него только сегодня вечером и пришел просить помощи – можно и отказать!
8. Всегда давайте ребенку понять, что его любят и ни за что не разлюбят, даже если он принесет в дневнике двойку. Для любого родителя будет важно то, что ребенок – просто счастливый человек, а не золотой медалист.
Начать с себя
Проще будет передать ответственность за учебу детям, которые только начали ходить в школу, а резкий отказ от контроля – тем более, если чадо приучено быть контролируемым – может очень сильно ухудшить ситуацию. Но это совершенно не повод отказываться действовать в правильном направлении – необходимо просто тщательно продумывать свои действия. Чтобы ребенок был готов взять на себя ответственность, будьте готовы ее отдать.
Статью оформил Вахтанг Георгиевич. Мой YouTube канал можно посмотреть по ссылке.